Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений (А. А. Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук).
Функциональная грамотность включает 6 компонентов
|
1. Читательская
грамотность |
Способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, а также заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-
научная грамотность |
Способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками: научно объяснять явления, понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства |
3. Математическая
грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных практических контекстах |
4.Финансовая
грамотность |
Способность рационально распоряжаться деньгами, принимать разумные финансовые решения, которые позволяют достигать личного финансового благополучия |
5. Креативное
мышление |
Способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое |
6. Глобальные
компетенции |
Способность успешно применять знания, умения, взгляды, отношения, ценности при взаимодействии с различными людьми, при участии в решении глобальных проблем |
Нормативные документы
-
О направлении дополнительной информации по мероприятиям функциональной грамотности
-
ФГОС-2021 НОО и ООО (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, 287)
-
Указ Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
-
Приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
-
Письмо Минпросвещения от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
-
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 23.06.2022 № 316-01-1565/22 «Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в 2022-2023 учебном году»
График диагностических работ
График диагностических работ по функциональной грамотности, 8-9 кл
Полезные ресурсы по формированию функциональной грамотности
Рекомендуемые электронные ресурсы
Больше полезных ссылок читать>>